Школа молодого учителя

Положение о школе молодого учителя

развернуть

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение регламентирует деятельность структурного подразделения, которое создаётся при методическом совете школы при наличии в образовательном учреждении молодых специалистов со стажем работы до 3 лет.

ГЛАВА 2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

  1. Целью Школы молодого учителя является планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего учителя.
  2. Задачи: 3.1. ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых специалистов в школах города; 3.2. установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами; 3.3. приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности; 3.4. удовлетворение потребности молодых учителей в непрерывном образовании и оказание им помощи в преодолении различных затруднений; 3.5. помощь молодым учителям во внедрении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс; 3.6. организация и проведение научно-методической работы по проблемам современного образования, проведение различного уровня методических семинаров, конференций, выставок с привлечением интеллектуального потенциала молодых учителей.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

  1. ШМУ представляет собой постоянно действующие формы повышения методической грамотности учителя.
  2. Обратная связь осуществляется с помощью анкетирования слушателей ШМУ. 6. В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний ШМУ.
  3. Работа ШМУ проводится по плану.
  4. Руководство ШМУ осуществляет ее руководитель, который ведёт следующую документацию:

8.1. план работы ШМУ;

8.2. банк данных о молодых педагогах.

  1. Исполнение обязанностей руководителя ШМУ осуществляется на основании Приказа директора школы.

ГЛАВА 4

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. Основными направлениями работ:

10.1.  формирование индивидуального профессионального стиля творческой деятельности педагогов через внедрение прогрессивных образовательных технологий;

10.2. пропедевтическая адаптационная работа;

10.3. организация профессиональной коммуникации;

10.4. мотивация самообразования;

10.5. проведение опытными педагогами учебно-методических занятий для начинающих педагогов;

10.6. диагностика успешности работы молодого педагога;

10.7. ориентация педагогов имеющих среднее специальное образование на получение высшего образования.

  1. Формы работы:

11.1. беседы;

11.2. лекции;

11.3. индивидуальные консультации с психологом;

11.4. знакомство с новинками методической литературы;

11.5. дискуссии;

11.6. обмен опытом;

11.7. участие в городских методических семинарах;

11.8. курсы повышения квалификации;

11.9. посещение уроков.

ГЛАВА 5

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

  1. Слушатели ШМУ имеют право:

12.1. принимать участие в планировании работы.

12.2. вносить предложения по тематике работы.

12.3. своим личным участием способствовать интересной и разнообразной работе.

12.4. анализировать работу.

  1. Обязанности руководителя ШМУ:

13.1.один раз в год руководитель ШМУ готовит анализ проделанной за год работы.

свернуть

Схема анализа урока

развернуть

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

Общие сведения 
1. Класс 
2. Дата проведения урока 
3. Тема урока 
4. Задачи урока 
Оборудование урока 
1. Какие средства обучения использованы 
2. Подготовлены ли наглядные пособия и технические средства 
3. Как подготовлена классная доска к уроку 
Содержание урока 
1. Соответствует ли содержание программе, задачам урока 
2. Проведена ли его дидактическая обработка 
3. Формированию каких знаний, умений, навыков он способствует 
4. С каким материалом учащиеся работали впервые, какие ЗУНы формировались и закреплялись на уроке 
5. Как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся 
6. Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались 
7. Как осуществлялись межпредметные связи 
8. Способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению 
Тип и структура урока 
1. Какой тип урока избран, его целесообразность 
2. Место урока в системе уроков по данному разделу 
3. Как осуществлялась связь урока с предыдущими 
4. Каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь 
5. Соответствие структуры урока данному типу 
6. Как обеспечивалась целостность и завершенность урока 
Реализация принципов обучения 
1. Принцип направленности обучения на комплексное решение задач 
2. В чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, практикой 
3. Как реализовался принцип доступности обучения 
4. С какой целью использовался каждый вид наглядности 
5. Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУНов 
6. Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников 
7. В какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке 
8. Какой характер познавательной деятельности (репродуктивный, поисковый, творческий) преобладал 
9. Как реализовывалась индивидуализация и дифференциация обучения 
10. Как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению 
Методы обучения 
1. В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока 
2. Каков характер познавательной деятельности они обеспечивали 
3. Какие методы способствовали активизации учения школьников 
4. Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся 
5. Какова эффективность использованных методов и приемов обучения 
Организация учебной работы на уроке 
1. Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе 
2. Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая. Классная 
3. Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся 
4. Как организовывался контроль за деятельностью учащихся 
5. Правильно ли оценивались ЗУНы учащихся 
6. Как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умения сравнивать, делать выводы) 
7. Какие приемы использовал учитель для организации учащихся 
8. Как подводил итоги этапов и всего урока 
Система работы учителя 
1. Умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной деятельностью учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины 
2. Показ учащимся рациональных способов учебной работы 
3. Определение объема учебного материала на урок 
4. Поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения, объективность 
5. Роль учителя в создании нужного психологического микроклимата 
Система работы учащихся 
1. Организованность и активность на разных этапах урока 
2. Адекватность эмоционального отклика 
3. Методы и приемы работы и уровень их сформированности 
4. Отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию 
5. Уровень усвоения основных ЗУНов 
6. Наличие умения творческого применения ЗУНов 
Общие результаты урока 
1. Выполнения плана урока 
2. Мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока 
3. Уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся: 
А. усвоение на уровне восприятия. Понимания, запоминания 
Б. применение в аналогичной и сходной ситуациях 
В. Применение в новой ситуации, т.е. творческое 
4. Общая оценка результатов и эффективности урока 
5. Рекомендации по улучшению качества урока

свернуть

Схема самоанализа урока

развернуть

САМОАНАЛИЗ УРОКА
Основные требования к самоанализу урока учителем 
1. Цель и задача анализа 
2. Место разбираемого урока в системе уроков темы 
3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций 
4. Умение видеть позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок 
5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке 
6. Обоснование образовательных, воспитательных, развивающих задач урока 
7. Обоснование намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств 
8. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий. Упражнений, выполняемых учащимися на уроке 
9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока
10. Выполнение намеченных задач урока 
11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности 
12. Умение оценивать не только этапы урока, но и показать их взаимосвязь 
13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком или его отдельными этапами 
14. Объективность оценки учителем своего урока 
15. Намеченные учителем меры по устранению недостатков 
16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематические планы по совершенствованию своего мастерства 

ЭТАПЫ САМОАНАЛИЗА 
Первый этап 
1. Какие первые впечатления 
2. Какая общая оценка урока 
3. Какое настроение 
4. Доволен или недоволен собой 
5. Все ли задуманное выполнено, или много не успели 
6. Доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению 
7. Какова дисциплина на уроке. 
Второй этап 
1. Достигнуты ли на уроке поставленные задачи 
2. Оптимально ли протекал учебный процесс 
3. Целенаправленно ли осуществлялось ли обучение, воспитание и развитие учеников 
4. Формировался ли познавательный интерес школьников 
5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании ЗУНов учащихся 
6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности учащихся и т.д.) 
7. Как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др. 
8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличия учащихся 
9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения уроков 
10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке 

Алгоритм самоанализа урока 
1. Какими требованиями руководствовался 
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме 
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных и слабых 
4. Как определил триединую задачу урока 
5. Как спланирована деятельность учащихся 
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку 
7. Какие приемы и методы работы учащихся и учителя, как они оправдали себя, если нет, то почему 
8. Оправдали ли себя наглядные пособия, в том числе ТСО. Какова их психолого-педагогическая ценность, почему 
9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает? 
10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая ценность 
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для формирования и воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения 
12. Как был проведен ход урока, как оправдан 
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников. Как они были преодолены, причины затруднений и пути их устранений 
14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает, если нет, то почему 
15. Оценка результативности урока 
16. Доволен ли уроком 
17. Направления совершенствования урока

свернуть

Целепологание урока

развернуть

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели.

Целепологание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах.

Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс.

Исходя из этих соображений и новым рекомендациям ученых (в частности Запрудского Н.И.) предлагаются следующие способы постановки образовательной цели урока через деятельность учащихся:

Тип урока

Примеры

формулирования цели урока

Уроки изучения нового учебного материала

 

 

– учащиеся должны иметь представление о ...

– учащиеся должны иметь общее понятие о ...

– учащиеся должны распознавать ...

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

– учащиеся должны понимать содержание ...

– учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях ...

– учащиеся должны уметь выявлять закономерности ...

– учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации

– учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание ...

– учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания ...

Комбинированные уроки

– учащиеся должны знать ...

– учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

– учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания ...

Уроки обобщения и систематизации

– учащиеся должны знать ...

– учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал ...

– учащиеся должны уметь делать обобщение ...

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

– учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре ...

– учащиеся должны уметь воспроизводить   по образцу ...

– учащиеся должны уметь воспроизводить   по предложенному алгоритму ...

– учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию ...

– учащиеся должны владеть компетенцией ...

– учащиеся должны выполнить тест, самостоятельную работу …

Ошибки при формулировании цели урока:

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с ...»

Подмена цели методом

обучения

«Рассказать учащимся о …»

«Показать учащимся …»

Подмена цели процессом

деятельности

«Учащиеся решают задачи по теме ...» «Учащиеся выполняют работу ...»

Учитель для урока определяет не воспитательные и развивающие цели, а задачи воспитания и развития.

Для формулировки задач воспитания и развития используют глаголы: способствовать, содействовать, создать условия и т.д. Не рекомендуется употреблять глаголы воспитывать, формировать.

Примеры развивающих задач:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между…»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях…»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов…»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

Примеры воспитательных задач:

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»

«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся…»

 «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»

«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением…»

«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе…»

«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении…»

«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения…»

«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля…»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ молодому учителю по проектированию урока и подготовке к нему

развернуть

На протяжении ряда лет в журналах, газетах; по телевидению и радио ведутся дискуссии о реформе общеобразовательной школы. Сама жизнь заставляет современного учителя искать, задумываться о том, чему учить, как учить. Особенно сегодня, когда осуществляется реформа, каждый педагог должен неустанно работать над собой, над совершенствованием своего труда. Значимость образования на современном этапе огромна. Подтверждение этому - конкурсы в ВУЗы республики.

В школе ученик формируется во всех видах деятельности. Но главной организационной формой, в которой эта деятельность реализуется, является урок.

Всё самое главное и самое важное для школьника совершается на уроке. Только на уроке можно увидеть, составить представление о том:

каковы отношения учителя с учащимися;

глубоко или поверхностно он знает свой предмет;

 кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей и т.д.

Урок - это инструмент воспитания и развития личности. Каждый учитель должен стремиться в совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально его использовать, в совершенстве освоить управление им.

Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности, ответственности учеников.

Для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.

 Основные этапы проектирования урока и подготовки к нему.

  1. Согласовать тему урока с тематическим и календарным планированием.
  2. Определить цели и задачи урока.
  3. Определить тип и вид урока.
  4. Определить оптимальный объём учебного материала, расчленить его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.

Содержание учебного материала должно соответствовать требованиям программы по предмету.

  1. Разработать структуру урока, выбрать наиболее целесообразные методы обучения и формы работы на уроке.
  2. Выбрать оптимальные средства активизации мыслительной деятельности учащихся и спланировать действия учителя и учащихся на каждом этапе урока.
  3. Определить формы и методику контроля и коррекции ЗУН учащихся. Подготовить необходимые дидактический, раздаточный материалы.
  4. Определить содержание и объём домашнего задания, продумать пояснения (комментарии) по д/з.
  5. Продумать форму подведения итогов урока, проведения этапа рефлексии.
  6. Сделать план - конспект урока.
  7. Своевременно (до урока) проверить и выставить необходимые оборудование, ТСО, наглядные пособия; сделать на доске необходимые записи.

 

ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА И ЕЁ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ТЦУ - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

Если цель определена неточно, или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.

Что же представляет собой состав ТЦУ ?

Познавательный аспект ТЦУ - основной.

Он складывается из выполнения следующих требований:

  1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других – значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
  2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
  3. Формировать навыки - точные, безошибочно выполнимые действия, доведённые в силу многократного повторения до автоматизма.
  4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

 Развивающий аспект ТЦУ

Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения.

Развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем обучение и воспитание. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы. Что же может развивать учитель?

Развитие речи: обогащение и усложнение её словарного запаса; усложнение её смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Речевое развитие - показатель интеллектуального и общего развития ученика

Развитие мышления.

Учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Овладение этими методами и означает умение мыслить!

Развитие сенсорной сферы.

Здесь речь идёт о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы.

РДС - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений и т.п. Отсюда следует, что развивающий аспект ТЦУ далеко не прост, и его нельзя сводить только к развитию мышления на уроке.

Воспитывающий аспект ТЦУ

По - настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?

Это «другие люди», «я» (сам ученик), общество и коллектив, труд. Родина.

Закономерности, вытекающие из роли цели в функционировании урока:

ü насколько правильно будет определена и сформулирована учителем ТЦУ, настолько верно будут определены содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке;

- чем тщательнее будет осуществлена учителем декомпозиция ТЦУ на учебно-воспитательные задачи, тем конкретнее и стройнее будет логическая структура урока и его эффективность;

- всё «дерево целей» урока будет наиболее эффективно реализовываться в том случае, если каждый учебно-воспитательный момент будет стремиться решить свою собственную учебно-воспитательную задачу, имея в виду реализацию ТЦУ;

- чем чётче спроектирована ТЦУ и учебно-воспитательные задачи, тем чётче и логически последовательнее осуществляется на уроке деятельность учителя и учащихся.

Целенаправленное поведение педагога на уроке характеризуется умением:

- развести «цель», «средство» и «результат»;

- подчинить ТЦУ содержание учебного материала, методы и формы познавательной деятельности учащихся;

- интерпретировать ТЦУ в ученическом варианте, чётко и доходчиво ставить цель перед учащимися;

- конкретно сформулировать ТЦУ, конкретность её определяется возможностью количественно и качественно измерить продвижения к цели, фиксировать степень её достижения через решения задач учебно-воспитательных моментов;

- осознать ТЦУ путём расчленения её на учебно-воспитательные задачи и построения «дерева целей» урока;

- выбрать эффективные средства для осуществления воспитательного и развивающего аспектов цели;

- учесть и осознать последствия достижения ТЦУ.

 Конечный результат урока (КРУ)

 КРУ складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока. Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

  1. Целенаправленность его деятельности на уроке.
  2. Характер отношений с учащимися.
  3. Индивидуально - личностный подход к учащимся.
  4. Дифференцированный подход к обучению.
  5. Умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся.
  6. Работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений.
  7. Работа по развитию познавательного интереса.
  8. Работа учащихся по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности.
  9. Сфокусированность усилий на формирование понятий.
  10. Развитие общих способностей учащихся.
  11. Объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки.
  12. Эффективность усилий, развивающих личность.
  13. Эффективность воспитывающих влияний.

 Результат работы учащихся.

  1. Уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке.
  2. Отношение учащихся к учебному труду.
  3. Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.
  4. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.
  5. Наличие у учащихся познавательного интереса.
  6. Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
  7. Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

 Знать изучаемый материал - значит:

- уметь осмысленно и полностью его воспроизводить;

- уметь воспроизводить его в сокращённом виде;

- уметь выделять в материале главные положения;

- уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводить из других теоретических обобщений;

- уметь доказать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений;

- уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу;

- уметь расчленять материал на смысловые части и составлять его план в устном и письменном виде;

- уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;

- уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;

- уметь применять полученные знания на практике, т.е. решать примеры и задачи, составлять схемы, выполнять практические задания;

- уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным;

- уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;

- уметь выделять мировоззренческие и нравственно - эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним сноё отношение.

Знать — это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить!

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

СУМ — это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися.

СУМ делится на две части: необходимый материал, непосредственно связанный с темой урока, и материал второстепенный, который вводится в урок в целях усиления умственной активности учащихся, воспитательного влияния на них, в целях подготовки к какой-нибудь работе на следующем уроке.

Требования к отбору учебного материала:

  1. Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные и не выдержанные положения и факты.
  2. Необходимо отобрать наиболее ценную, достаточную информацию, факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос и обеспечивающие понимание его сущности.
  3. Материал должен быть организован таким образом, чтобы в нём была выделена ведущая идея, главное, основное звено.
  4. Содержание учебного материала должно отражать и методы получения знаний, типичные для данной темы.

 

 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения: репродуктивные и продуктивные

 МО - это важнейший компонент урока, это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приёмов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителей.

Критерии выбора методов обучения.

  1. Методы должны соответствовать цели урока, их максимальная направленность на решение всех трёх её аспектов.
  2. Соответствие метода обучения содержанию учебного материала.
  3. Соответствие МО формам организации познавательной деятельности учеников, так как индивидуальные, групповые и коллективные формы познавательной деятельности требуют различных МО.
  4. Полное соответствие МО реальным учебным возможностям школьников.
  5. Педагог, выбирая метод, должен учитывать соответствие выбора МО своим возможностям по их использованию.
  6. Соответствие МО принципам дидактики.

 Существующие классификации методов обучения.

  1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
  2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
  3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление  материала и т.д.
  4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
  5. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
  6. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, прадуктивный.

Методы обучения направлены не только на обогащение учащихся знаниями и умениями, не менее важна их роль как средства общего развития и воспитания учащихся.

 Формы организации познавательной деятельности учащихся.

 ФОПД - это, по сути дела, разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.

 Краткая характеристика ФОПД учащихся:

Индивидуально - обособленная форма.

Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьниками.

Фронтальная форма познавательной деятельности.

Предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Эта форма ОПД используется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Групповая форма организации познавательной деятельности.

Величина группы колеблется от 2 до 6 человек, но не более, так как в большей группе невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

Коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

Работа в различных парах:

Статистическая: для работы  объединяются учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая: для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами.

Вариационная :В группе из 4-х человек каждый работает то с одним, то с другим, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

 Работа в парах. Общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому.

 Типы уроков.

  1. Комбинированный урок.
  2. Урок усвоения нового материала.
  3. Урок закрепления изучаемого материала.
  4. Урок повторения.
  5. Урок систематизации и обобщения нового материала.
  6. Урок проверки и оценки знаний.

 

КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК И СОДЕРЖАНИЕ ЕГО ЭТАПОВ.

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  5. Этап усвоения новых знаний.
  6. Этап закрепления новых знаний.
  7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

 Это наиболее распространённый тип урока из различной постановки этапов, входящих в состав комбинированного урока, конструируются все остальные типы уроков.

Первое условие, повышающее эффективность комбинированного урока, - это отношения сотрудничества, на основе которых он должен строиться.

Второе условие - превращение комбинированного урока в «урок развития».

 Организационный этап.

Содержание этапа:

  1. Приветствие.
  2. Определение отсутствующих.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
  4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
  5. Организация внимания.

 Этап проверки домашнего задания

Содержание этапа:

  1. Выявление факта выполнения домашнего задания всем классом.
  2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учащимися и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.
  3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
  4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашнем задании.
  5. Привлечение, когда это возможно, к проверке домашнего задания учеников-консультантов по предмету, дежурных.
  6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся.
  7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке.

«Задаёшь на дом - проверяй, не проверяешь - не задавай!»

 Этап всесторонней проверки знаний.

Содержание этапа:

  1. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками.
  2. Проверка образа мышления отдельных отвечающих.
  3. Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений.
  4. Комментирование (оценивание) ответов учащихся.
  5. Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.

 Условия достижения положительных результатов:

использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая текстовой проверкой, которая даёт возможность за 10 - 15 минут получить ответы на 10-20 вопросов от всего класса;

практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний;

создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний;

привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных;

создание атмосферы значимости, серьёзности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Содержание этапа:

  1. Сообщение темы изучения нового материала.
  2. Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.
  3. Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению.
  4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

 Этап усвоения новых знаний.

Содержание этапа:

  1. Организация внимания.
  2. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
  3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться.
  4. Осуществлять этот этап, как впрочем и все другие, на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учёбу и поведение становится ученик.

 Этап закрепления новых знаний.

Содержание этапа:

  1. Закрепление новых знаний и умений.
  2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
  3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.
  4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях
  5. Выработка соответствующих навыков и умений.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Содержание этапа:

  1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.
  2. Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся любознательности (интересная постановка проблемы, если речь идёт о познавательных заданиях); если речь идёт о тренировочных заданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию навыков; апеллирование к их чувству долга; используйте стремление учащихся к признанию и оценке их труда; учитывайте индивидуальные склонности и желания.
  3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания, используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося. Используйте индивидуальные домашние задания для развития способностей, особенно одаренных детей, а также добровольные задания как сильное воспитательное средство.
  4. Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы её выполнения.

 Помните! Многообразие домашних заданий - преграда одностороннему развитию личности. Домашняя работа - это не количественный придаток к классной. Домашняя работа - это развитие, углубление знаний, совершенствование умения учиться.

 

 УРОК УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.
  5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

 Это один из возможных вариантов такого урока. Виды: урок -лекция, урок - беседа, киноурок, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа). 

 УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
  3. Этап закрепления знаний.
  4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению. 

УРОК ПОВТОРЕНИЯ

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
  3. Этап повторения (образуется за счет времени, отводимого в комбинированном уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов).
  4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению. 

УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Этап обобщения и систематизации изученного (образуется за счет времени, отведенного в комбинированном уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов).
  4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Особенность этого типа урока заключается в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков:

- обзорные лекции учителя;

- беседы и устный опрос;

- организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

 УРОК ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
  3. Этап всесторонней проверки знаний
  4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению. 

 ВИДЫ УРОКОВ.

  1. Лекция.
  2. Семинар.
  3. Конференция.
  4. Диспут.
  5. Консультация.
  6. Экскурсия.
  7. Зачёт.
  8. Контрольная работа.
  9. Лабораторная работа.
  10. Практическое занятие.
  11. Интегрированный урок.
  12. Традиционный урок.
  13. Творческая лаборатория.
  14. Смотр знаний. 

 СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

  1. Живое слово учителя.
  2. Использование доски, планирование записей и их расположение.
  3. Использование наглядных пособий.
  4. Использование раздаточного материала.
  5. Использование ТСО.
  6. Использование индивидуальных заданий, дифференциация.
  7. Использование межпредметных связей.
  8. Демонстрационный эксперимент.
  9. Лабораторная работа.
  10. Практическая работа.
  11. Самостоятельная работа.
  12. Создание проблемных ситуаций.
  13. Экскурс в историю науки, жизнь и деятельность её творцов.
  14. Использование некоторых форм внеклассной работы (рефераты, доклады...)
  15. Практическая направленность изучаемого материала.

 КОНТРОЛЬ ЗУН. Виды контроля:  Способы контроля:

- вводный ;

- текущий;

- итоговый на данном уроке;

- итоговый по данной теме, разделу;

- проверка домашнего задания  - устные (индивидуальный, фронтальный);

- письменные (самостоятельная, проверочная, контрольная работы; текст; диктант; сочинение; изложение; отзыв; индивидуальное задание и д.р.)

 РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

(критерии для анализа)

  1. Дисциплина.
  2. Оптимальный темп урока.
  3. Рациональная организация труда учителя и учащихся.
  4. Рациональное распределение учебного времени.
  5. Учет специфики предмета.
  6. Учёт специфики класса.
  7. Учёт расположения урока в расписании.
  8. Учёт психологических особенностей возраста учащихся.
  9. Учёт санитарно - гигиенических норм, требований ТБ.
  10. Корректное, уважительное отношение к учащимся.
  11. Доброжелательная атмосфера на уроке.
  12. Культура речи учителя.
  13. Адекватная и своевременная реакция учителя на возникающие проблемы.
  14. Умение делать паузы (расслабление) во время работы на уроке.
  15. Эмоциональный и эстетический аспекты урока.

 

свернуть
поделиться в:
ГОД КАЧЕСТВА - 2024
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/