Профориентация

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Необходимо отнестись к этому этапу жизни ответственно.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут туда, куда придется), личных и общественных интересов, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

1.  Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать    профессией),    склонностях    и    способностях, особенностях      своего      характера      и      физических возможностях.

2.Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

3.  Ознакомься с профессиями,  которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов о данной профессии. Наметь предварительно    избираемую   профессию    или   группу родственных профессий.

4.  Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся     побывать     на    рабочем    месте     этих специалистов,   ознакомься с характером и условиями труда. Подумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически, - и действуй!

5.  Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избираемую профессию.

6.  Сопоставь  свои личные  качества   и  возможности   с характером той профессии, которую ты выбрал.

7.  Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчивым в достижении намеченной цели.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ  ПРОФЕССИИ

I.  Незнание правил выбора профессии:

1. Выбор за компанию.

2.  Перенос отношений к человеку на саму профессию.

3. Отождествление учебного предмета с профессией.

4. Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.

5. Неумение определить путь получения профессии.

II. Незнание самого себя:

1. Недооценка своих физических способностей.

2. Незнание своих психологических особенностей.

3. Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

III.   Незнание мира профессий.

1. Увлечение только внешней стороной профессии.

2. Устаревшие представления о характере и условиях труда  конкретной профессии.

3. Предубеждение в отношении престижности профессии.

4. Незнание требований профессии к человеку.

Порядок приема в Гродненское областное кадетское училище

17.05.2024
развернуть

Информация о порядке приема в Гродненское областное кадетское училище

 

Прием лиц для получения базового образования, среднего образования в кадетском училище (далее – кандидаты) осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний по русскому (белорусскому) языку, математике и с учетом результатов медицинского осмотра, психологического отбора, проверки уровня физической подготовки.

Приём заявлений и документов кандидатов осуществляет приёмная комиссия с 1 по 15 июня 2024 года включительно, с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00, в субботу с 9.00 до 13.00.

Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для получения базового образования, среднего образования в кадетском училище, подают с 1 по 15 июня в приемную комиссию кадетского училища:

заявление;

свидетельство о рождении, или паспорт гражданина Республики Беларусь, или идентификационную карту гражданина Республики Беларусь;

ведомость годовых отметок из классного журнала за 7-й год обучения с выведенным средним баллом (округленным до десятых долей числа), заверенную печатью и подписью руководителя учреждения образования;

медицинскую справку о состоянии здоровья кандидата согласно постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.12.2014 № 81 «О некоторых вопросах медицинского осмотра лиц, поступающих на обучение в кадетские училища»;

характеристику учащегося за подписью руководителя учреждения общего среднего образования;

4 фотографии размером 3x4;

документы, подтверждающие право кандидата на льготы при приеме в кадетское училище (при наличии права на льготы):

копию решения исполнительного комитета о назначении опекуна (попечителя) над несовершеннолетним;

копии документов, подтверждающие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

справку о нахождении на государственном обеспечении;

справку о праве на льготы детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

рекомендации воинских частей, подтверждающие освоение содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в военно-патриотических клубах на территории воинских частей.

От имени несовершеннолетнего кандидата заявление может быть подано его законным представителем.

 Дополнительно к перечисленным документам могут прилагаться иные документы, свидетельствующие о достижениях кандидата (копии грамот, дипломов, похвальных листов, свидетельств, сертификатов участника различных творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований, и других документов, характеризующих общественные, творческие и спортивные достижения кандидата).

 

 

свернуть

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

развернуть

ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

в Учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» 

Учреждение образования «Гродненский Государственный Университет имени Янки Купалы» информирует о проведении в интересах Департамента криминальной разведки Министерства внутренних дел  Республики Беларусь набора на конкурсной основе обучающихся учреждений общего среднего образования для получения высшего образования на условиях целевой подготовки 2024 году по следующим специальностям:

  • искусственный интеллект;
  • программная инженерия;
  • электроэнергетика и электротехника;
  • кибербезопасность;
  • информационно-измерительные приборы и системы;
  • технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты.

Требования к кандидатам:

  1. гражданство Республики Беларусь;
  2. годность к службе в органах внутренних дел по состоянию здоровья (согласно заключению ВВК);
  3. наличие соответствующих морально-деловых качеств, позволяющих выполнять задачи по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
  4. обязательное заключение контракта на 5 лет после окончания целевого обучения.

Условия прохождения службы:

  1. социальный пакет;
  2. возможность получения офицерского звания;
  3. альтернатива срочной службы в армии;
  4. стабильная заработная плата от 1600 бел.руб. (без учета премий и иных выплат);
  5. отдельная очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий,
  6. льготное кредитование на строительство жилья (под 5% по истечении 5 лет выслуги);
  7. необходимый срок выслуги получения пенсии 20 лет при достижении предельного возраста;
  8. предельный возраст состояния на службе 48 лет.

Приглашаем всех, кто считает себя патриотом своей Родины! 

Для обращения необходимо запустить чат-бот https://t.me/jobs_by_robot  либо отправьте информацию о себе в Telegram или Viber +375 29 58 50 197 для связи с Вами сотрудника подразделения.

свернуть

Учебные заведения МЧС Республики Беларусь

развернуть

Тесты по профориентации

развернуть

Тест “Какая профессия мне подходит”

Рассмотри картинки и выбери ту, которая понравилась больше всего. Запомни номер изображения, и ознакомься с рекомендацией психолога.

 

  1. Стоит выбирать публичную профессию

Журналист, репортер, ведущий, организатор праздников – все эти занятия наиболее полно раскроют твой типаж личности, которой свойственна жажда к смене впечатлений и желание получить все и сразу.

  1. Врач, юрист, исследователь.

Наблюдательность, живой ум и умение делать верные выводы из минимума информации позволит реализовать себя в профессии, которая требует логики, ответственности и аналитического склада ума.

  1. Менеджер, специалист по пиару, предприниматель

Умение найти выход из самой безнадежной ситуации и природная склонность к манипулированию другими людьми, поможет заработать много средств для удовлетворения амбиций.

  1. Каскадер, специалист по боевым искусствам, тренер

Агрессивность, быстрая реакция и высокий болевой порог ищут выход. Выбор профессии, которая позволит бурлить жизненной энергии поможет проявить все лучшие качества этой непростой личности.

  1. Учитель, руководитель детского кружка

Вы обладаете редким даром ощущать вечную молодость. Нежелание брать на себя ответственность и принимать решения рекомендуют выбрать ту профессию, которая поможет находиться рядом с детьми или студентами.

  1. Аналитик, финансист

Математический ум, аналитические способности и умение подвергнуть сомнению любую истину, дадут вам возможность сделать карьеру в области финансов.

свернуть

Советы и рекомендации

развернуть

Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни. Если вы ещё не выбрали профессию, то для начала отпустите своё воображение на волю, дайте ему полную свободу и после этого поразмышляйте о своём будущем, отвечая на следующие вопросы:

  • Что больше всего на свете я люблю делать: думать и размышлять? ощущать и наблюдать? чувствовать? мастерить?
  • Где и в каких условиях я хотел бы жить?
  • Какую работу я хотел бы иметь?
  • Каким я себя вижу  через 5, 10, 20, 30 лет?
  • Что бы я хотел оставить после себя: дети, книги, дома, социальные преобразования или что-то ещё?
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет мерседес!”.
  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
  • Пройди тестирование у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
  • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Семь шагов к взвешенному решению

  1. Составить список подходящих профессий
    Составьте список профессий, которые нравятся, интересны, по которым хотели бы работать, которые тебе подходят.
  2. Составить перечень требований выбираемой профессии,
    список своих требований:

    выбираемая профессия и будущий род занятий;
    выбираемая профессия и жизненные цели;
    выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.
  3. Определить значимость каждого требования
    Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
    Кроме тех требований, которые есть у тебя к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у тебя профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  5. Подсчитать и проанализировать результаты
    Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит тебе по всем пунктам.
  6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности твоих размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Определить основные практические шаги к успеху
    Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
свернуть

Словарь новых профессий

развернуть

Словарь новых профессий

- А -

  • Агент - юридическое или физическое лицо, которое совершает операции по поручению другого лица за его счёт и от его имени, не являясь при этом его служащим.
  • Аквизитор - страховой агент, занимающийся заключением новых и возобновлением досрочно прекративших свое действие договоров добровольного страхования.
  • Аналитик производит сбор, систематизацию, интерпретацию и анализ конъюктурной информации; составление прогнозов и обзоров в различных сферах трудовой деятельности. Коньюктура - стечение обстоятельств, которое может повлиять на исход какого-либо замысла
  • Андеррайтер - гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи. В страховании – лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска.
  • Антикризисный управляющий анализирует работу организации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и недвижимости промышленных и торговых предприятий, банков, страховых компаний; консультирует по вопросам реорганизации и ликвидации предприятий; проводит антикризисные мероприятия.
  • Арбитр участвует в разрешении хозяйственных споров, возникающих между сторонами при заключении, расторжении и исполнении договоров, выявляя при этом нарушения законности; вносит предложения об их устранении, о привлечении виновных лиц к ответственности.
  • Арт-директор организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей; отвечает за подготовку к съемке или выступлению, готовность исполнителей и персонала, создает условия для их эффективной работы; контролирует сохранность материальных ценностей; предотвращает и разрешает конфликтные ситуации.
  • Ассистент менеджера - личный помощник руководителя. Организует работу руководителя фирмы; выступает в качестве посредника, напрямую ведущего переговоры от имени лица, которое представляет.
  • Аудитор проводит внутренний и внешний (независимый) контроль предприятий, осуществляет проверку счетов, ревизию отчетности на ее достоверность и законность совершаемых операций.

- Б -

  • Банковский служащий - специалист, отвечающий за организацию процесса обработки, выдачи вкладов, регистрацию банковских операций.
  • Бизнес–консультант - отдельное лицо или фирма, оказывающие комплексные или специальные услуги фирмам, предприятиям по широкому кругу вопросов. Например: составление бизнес планов, аудиторские проверки, исследования рынка, консультирование по юридическим вопросам.
  • Бренд–менеджер - специалист по продвижению и продаже на рынке группы товаров определенной торговой марки (в т.ч. и за рубежом). Необходимы серьезные познания в области рекламы, маркетинга, связей с общественностью, знание иностранных языков.
  • Брокер - специалист по оказанию услуг при заключении коммерческих, валютных, кредитных сделок, совершаемых на бирже между продавцом и покупателями. Консультирует клиентов, осуществляет расчетно-аналитическую деятельность. Необходимы знания бухучета, делопроизводства, маркетинга.

- В -

  • Валеолог - специалист, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека. Работает в области охраны труда, эргономики и психогигиены. Валеология – наука о здоровье, его проявлениях, механизмах формирования, сохранения и укрепления.
  • ВЕБ-дизайнер - специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как выглядит и воспринимается Интернет-сайт. Он придумывает логотипы, баннеры и другие элементы графики, продумывает навигацию по сайту.
  • ВЕБ-программист - призван воплотить вдохнуть жизнь в проекты WEB-дизайнеров, создавая функционирующий сайт. Он должен знать HTML (компьютерный язык, используемый для создания Интернет-страниц).
  • Верстальщик - специалист, работающий в рекламных или издательских фирмах. Занимается компьютерной версткой рекламных, издательских материалов.
  • Визажист (косметолог) - специалист по уходу за лицом, его обработке, макияжу. Визажист-стилист работает с лицом, чтобы придать ему определенный образ. Визажист-косметолог определяет и подбирает подходящий тип косметики, устраняющий видимые дефекты, готовит индивидуальные косметические средства.
  • Витражист - оформитель витрин и выставок. Разрабатывает дизайн, оборудует витрины и другие элементы выставочных комплексов.

- Г -

  • Гувернёр - обучает и воспитывает детей в семьях с высоким уровнем достатка, осуществляет начальную и общекультурную подготовку ребенка к обучению в образовательном учреждении; следит за соблюдением его режима труда и отдыха, несет высокую ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Должен обладать общей культурой и эрудицией, знанием педагогики, психологии, всех школьных предметов начальной школы.

- Д -

  • Девелопер - специализация профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтора). Девелопер заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, строит объект, например, офисное здание, в котором он может сдать в аренду отдельные офисы; а может и продать принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.
  • Декларант таможенный - специалист фирмы по работе на таможне. Отслеживает оформление документации и движение грузов. Требуются знания внешнеэкономической деятельности, таможенного законодательства.
  • Джоббер - посредник на фондовой бирже. В отличие от брокера покупает и продает акции за свой счет. Доход складывается из курсовой разницы продаваемых и покупаемых акций и других ценных бумаг.
  • Дизайнер - проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров. В настоящее время наиболее часто требуются дизайнеры в области полиграфии и дизайнеры по интерьеру, специалисты в области дизайна одежды, обуви, ткани.
  • Дилер - лицо или фирма, осуществляющее биржевое или торговое представительство. Дилер может выступать посредником в торговых сделках купли-продажи ценных бумаг, товаров, валюты. Брокеры и трейдеры работают на товарной бирже, а дилеры и маклеры на фондовой бирже
  • Дистрибьютер. Лицо (фирма), осуществляющие прямые продажи. Обычно фирма реализует товар через целую сеть таких работников – дистрибьютеров. Он является официальным представителем «материнской фирмы», с которой связан контрактом и обязуется продавать товар только этой фирмы.

- Е -

  • Евродизайнер интерьера занимается отделкой жилых и офисных помещений по европейским стандартам качества, воплощает эксклюзивные (исключительные, необычные, уникальные) проекты.

- И -

  • Имиджмейкер - специалист по профессиональному сопровождению карьеры, созданию имиджа личности или фирмы. Высококвалифицированный имиджмейкер одновременно является хорошим психологом, стилистом, дизайнером, визажистом и специалистом по РR технологиям.
  • Инженер-резидент - специалист инженерно-консультационной фирмы, направленный для надзора за осуществлением оговоренного контрактом объема инжиниринговых услуг на месте реализации проекта и для непосредственного участия в работах.
  • Инженер-эколог - специалист по наладке, монтажу и эксплуатации технологического оборудования для процессов биологической очистки.

- К -

  • Кинолог - специалист по изучению собак и их использованию в охранных, спасательных и иных службах; содержанию собак в питомнике. Ухаживает за ними, дрессирует (обучает выполнению определенных команд, действий, навыков).
  • Клипмейкер - специалист по работе с видео и звуком. Трансформирует рекламные идеи в короткие видео-сообщения, создает и осуществляет монтаж видеоклипов и заставок.
  • Колорист - специалист, разрабатывающий цветовые варианты новых рисунков и оформления тканей, трикотажного полотна и изделий новых структур. Участвует в экспериментальных работах по расширению ассортимента, внедрению новых технологических режимов колористического оформления тканей и других изделий.
  • Коммивояжер - агент торговой фирмы или организации, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам. Работа предполагает частые командировки.
  • Консигнатор - агент по продаже партий товара со своего склада и от своего имени за вознаграждение.
  • Копирайтер занимается трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламной компании, созданием эффективных рекламных тестов, слоганов. Требуется лингвистическое образование.

- Л -

  • Логистик - специалист по разработке схем товародвижения (поставка сырья, производство, транспортировка, продажа продукции). Его задача – с минимальными транспортными расходами и финансовыми затратами доставить товар к месту назначения. Как правило, необходимо знание английского языка.

- М -

  • Макетчик - специалист по изготовлению макетов, размещению компонентов на рекламных макетах.
  • Маклер - посредник при заключении сделок на фондовых, товарных и валютных биржах; делец, оказывающий какие-либо посреднические услуги за плату. Консультирует клиентов, согласует цены и порядок оформления документов. Работает индивидуально или как член фирмы.
  • Маркетолог - специалист, исследующий рынок. Изучает, прогнозирует, формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта, отслеживает конкурентную среду и т. д. Как правило, требуется экономическое образование. Маркетинг – комплексная программа управления предприятием, исходящая из учета ситуации на рынке сбыта, а так же организации сбыта товаров.
  • Мастер по компьютерным сетям - специалист, обеспечивающий компьютерную связь по локальным сетям, телефонным линиям или специально выделенным каналам. Занимается созданием единого офисного пространства для качественной и быстрой передачи информации (текстов, картинок, видеозаписи и звукозаписи).
  • Матрициор - специалист по изготовлению матриц (прямоугольных таблиц с колонками и числами) в рекламных агентствах и редакциях.
  • Менеджер - наемный профессиональный управляющий в различных сферах производства, который осуществляет связь между правлением и работниками, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, а также проводит мероприятия по повышению эффективности сбыта. Специфика работы менеджера определяется сферой его профессиональной деятельности.
  • Мерчендайзер - торговый представитель (менеджер по рекламе), который занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары розничным фирмам (магазинам, ресторанам), поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Кроме того, помогает вести учет складских запасов, дает рекомендации клиентам по ценам и в области рекламной стратегии.
  • Метрдотель - специалист, осуществляющий контроль и управление персоналом низшего звена (официантами и т. д.).

- О -

  • Оценщик - специалист по оценке недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, производит оценку недвижимости (земельных участков, строений, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений) на основе анализа объекта недвижимости, его материальной, коммерческой стоимости

- П -

  • Пейджмейкер - специалист-художник, работающий в издательстве или рекламном бизнесе. Трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывает художественную концепцию рекламной программы, иллюстрирует художественные и рекламные тексты.
  • Продюсер - финансирует проекты в области искусства, спорта, науки, культуры; подбирает агентов, операторов, администрацию программы, составляет смету расходов и ежедневное рабочее расписание.
  • Промоутер - представитель кампании по сбыту. Поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение ее проектов, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара. Может работать и самостоятельно.
  • Психолог по потреблению занимается анализом человеческого поведения и мотиваций, связанных с покупательским спросом, привычками и стереотипами. Проводит обследование и психологическое тестирование с целью определения реакции потребителя на новые продукты и услуги, оказывает содействие в подготовке эффективных рекламных сообщений и слоганов.

- Р -

  • Рекрутер - специалист по набору персонала для различных организаций. Это посредник между человеком, желающим найти работу, и работодателем. В обязанности рекрутера входит психологический и профессиональный подбор людей.
  • Ресепшионист - сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов. Занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.
  • Референт. Секретарь-референт, технический, научный. Собирает и обобщает информацию, на основе которой принимает решения, готовит доклады, выступает от лица руководства, отвечает за переработку разного рода информации и доводит ее до сведения сотрудников, консультирует по определенным вопросам.
  • Риэлтор - специалист по продаже недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, совершает от своего имени и за свой счет, либо от своего имени, но за счет имени заинтересованного лица гражданско-правовые сделки с земельными участками, зданиями, строениями.

- С -

  • Сейлзменеджер - менеджер по продажам, отслеживает спрос на продаваемые товары, контролирует сделки, которые осуществляют представители фирм по продажам, проводит поиск клиентов – покупателей (оптовых или розничных фирм).
  • Сервис – инженер - специалист по установке, обслуживанию и ремонту высокой техники (компьютеров, телевизоров, сигнализации и пр.)
  • Системный администратор - это профессионал в области информационных технологий, который отвечает за эксплуатацию и обслуживание сервера, оборудования и программного обеспечения, установленного на компьютерах предприятия.
  • Сомелье – специалист, совмещающий профессии дегустатора напитков (чаще всего вин) и бармена.
  • Специалист в области рекламы занимается продажей рекламных площадей, написанием рекламных текстов, дизайном рекламных макетов.
  • Специалист по защите информации проводит сбор и анализ материалов предприятий и учреждений с целью выработки и принятия решений и мер по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств автоматического контроля, обнаружения возможных каналов утечки сведений, представляющих государственную, военную, служебную и коммерческую тайну.
  • Специалист по медиапланированию (масс-медиа) - специалист, отвечающий за работу со средствами массовой информации, с целью поддержания имиджа организации.
  • Специалист по связям с общественностью - специалист по «паблик релейшн». Поддерживает имидж фирмы, отвечает за информационное продвижение ее проектов, за работу со средствами массовой информации, обеспечивает взаимодействие с общественностью. Требуются образование в сфере психологии и журналистики.
  • Спичрайтер специалист по написанию статей, речей, докладов.
  • Супервайзер осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей. Супервизорство – метод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы. Имеет место там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различной категорией людей.
  • Сюрвейер - эксперт, который осуществляет по просьбе страхователя и страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов, грузов и дает заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузах.

- Т -

  • Трейдер – специалист по ценным бумагам (валюте, драгоценным металлам), принимающий участие в биржевых торгах
  • Тренинг-менеджер - специалист по обучению персонала, проводит обучение самостоятельно.
  • Тур-эксперт - специалист туристической фирмы, занимающийся сбором информации и анализом материалов о странах и регионах, условиях организации в них отдыха, транспорта, питания; консультированием клиентов, оценкой возможных трудностей и опасностей.
  • Туроператор занимается отправкой и приемом туристов по предлагаемым направлениям

- Ф -

  • Финансовый директор - специалист, изучающий область производства и продвижения товаров, участвует в разработке бизнес-проектов, занимается анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает схемы денежных потоков, оценивает степень риска инвестиционных проектов.
  • Флорист. Дизайнер – флорист, фитодизайнер – специалист по работе с растениями. Занимается уходом, составлением композиций, букетов, привязкой их к интерьеру.
  • Франчайзор. Франчайзинг – система ведения бизнеса, состоящая из двух основных компонентов: франчайзора - продающего за определенное вознаграждение проверенную и успешную бизнес-идею (торговую марку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу); и франчайзи, который выплачивает франчайзору первоначальную франшизную плату и текущие дивиденты за право ведения бизнеса.

- Х -

  • Хостес - домохозяйка, экономка. Такая должность возможна в штате гостиниц.
  • Художник-модельер – специалист, который занимается проектированием одежды и разрабатывает эскизы и рисунки новых моделей изделий, фурнитуры, рисунки и структуру новых полотен, обеспечивает соответствие их перспективным направлениям моды.

- Ц -

  • Цивилист осуществляет методическое руководство правовой работой в организации и оказывает правовую помощь ее структурным подразделениям. Участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и неукомплектованной продукции и иных правонарушений для передачи их в следственные и судебные органы.
  • Цифрайзер - специалист по защите информации. Выполняет сложные работы, связанные с обеспечением комплексной защиты информации на основе разработанных программ и методик, соблюдения государственной тайны.

- Э -

  • Экологический аудитор анализирует уровень загрязнения окружающей среды и нанесенного ущерба, ведет контроль за отходами предприятий, их хранением, переработкой, а так же занимается разработкой экологических программ.
  • Экспедитор - специалист по приему различных грузов от поставщиков, перевозке (сопровождению) и сдаче их в установленные сроки заказчикам; получению, погрузке, разгрузке товаров, обеспечению сохранности материальных и денежных ценностей; оформлению документации на прием и сдачу грузов.
свернуть

Ошибки и затруднения при выборе профессии

развернуть
Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, т.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии.
 
 1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

 

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора «кота в мешке».

 2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или   доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее. Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей («за компанию», чтобы не отстать).

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

 4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму   профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. А если, наоборот повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

        5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

        6. Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую   профессию, когда уверенная десятка по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии.

Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических   способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

       7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду. Иногда люди считают это вообще не важным (буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

       8. Незнание/недооценка своих физических особенностей, существенных при  выборе профессии.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья.

         9. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его  получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

 10. Прислушиваться к мнению людей, некомпетентных в вопросах выбора профессии.

Обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий. Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения. Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Типы профессий

«Человек – Техника»

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны:

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик…);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея…);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер…).

Склонности и предпочтения:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.

Выраженные способности:

  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

 

«Человек – Природа»

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

Связаны:

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог…);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар…).

Склонности и предпочтения:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу…);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Выраженные способности:

  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

 

«Человек — Знаковая система»

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии, связанные:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка…);
  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир…);
  3. с чертежами, картами;
  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф…);
  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист…).

Склонности и предпочтения:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.

Выраженные способности:

  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

«Человек — Художественный образ»

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством.  Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессия данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор…);
  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер…).

Склонности и предпочтения:

  • заниматься художественным оформлением, заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино…); сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.

Выраженные способности:

  • яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности
  • развитость функциональных способностей
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

«Человек – Человек»

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра…);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель…),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант…),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор…)

 

Склонности и предпочтения:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Выраженные способности:

  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия; наблюдательность;
  • организаторские способности.

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая соответствует:

1 . Твоим интересам и склонностям

«ХОЧУ»

Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе.

Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.

2 .Возможностям и способностям

«МОГУ»

Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.

Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

  1. Спросу на рынке труда

«НАДО»

Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица – не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

свернуть

Выбор профессии

развернуть
Выбор профессии – не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Особенно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.
  • Не старайся поступить туда, куда поступить твои друзья. Поверь, ты найдёшь себе новых друзей, тем более вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, которую тебе хочется выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придётся работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчёт, что решение не может быть абсолютны и что в любое время в твой жизни могут произойти перемены.
  • Попробуй протестироваться у психолога. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха -  это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Постарайся узнать всё: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после обучения. Это поможет сложиться представлению, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях – это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе. 

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Выбор «за компанию» с друзьями.
  • Перенос отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. Недостаточное знание профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Устарелые представления, незнание особенностей профессии.
  • Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
  • Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
  • Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
  • Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. 

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда.
  • Определиться в своих интересах.
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора.
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья).
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости. 

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте вес об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.
свернуть

Интересные сайты

развернуть
Интересные сайты Для тех Кто хочет выбрать профессию правильно


Когда подросток заканчивает школу, встает проблема выбора профессии, аргументы за, против, аж голова идет кругом от обилия информации. Количество различных специальностей на данный момент – несколько тысяч, у каждой есть своя специфика, особенности.

http://kudapostupat.by/tests — тест на профессию  «Кем быть — куда пойти учиться» (on-line тест) 

http://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/test_na_proforientaciju_kem_rabotat.html - тест на профориентацию «Кем работать?» (on-line тест) 

http://smartia.me/tests/ -  on-line тесты на профориентацию. 

http://www.proforientator.ru/tests  - тест по профориентации, тесты на профессию (on-line тесты)

свернуть

Памятка выбирающему профессию

развернуть
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все "за" и "против".

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
• Изучи глубже самого себя:
разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую про¬фессию или группу родственных профессий.
• Побеседуй с представителями избираемых Профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически — и действуй!
• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ
1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил; самообразование, поступление в учебное заве¬дение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настой¬чивость. терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основно¬го варианта.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ: правильно выбрать профессию может человек четко осознавший:
• Что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации)
• Что он есть (знающий свои личностные и физические особенности)
• Что он может (знающий свои склонности, способности, дарования)
• Что от него потребует работа и трудовой коллектив.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ: выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ: профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в Дни открытых дверей, самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ: отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это -психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

свернуть
поделиться в:
ГОД КАЧЕСТВА - 2024
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/