Советы психолога

Дети учатся жить у жизни

развернуть

    — Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

      — Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

      — Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

      — Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

      — Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

      — Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

      — Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

      — Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

      — Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

      — Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

      — Если ребенка понимают  и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

 

свернуть

Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе (памятка для родителей)

развернуть

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном  состоянии:

 

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

 

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

 

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся

в кризисном состоянии:

 

  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
  • ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
свернуть

КОНТАКТЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

развернуть

«Кризисная комната» для женщин, пострадавших от семейного насилия в г. Гродно

Позвонив на городской номер 8-0152-960-500, специалисты центра социального обслуживания населения на полной конфиденциальной основе окажут вам следующую помощь:

  • бесплатное предоставление комнаты для временного проживания сроком до 10 суток, с безвозмездным оказанием помощи в переезде к месту временного проживания;
  • оказание адресной социальной помощи;
  • бесплатная консультация юриста;
  • психологическое сопровождение специалиста.

«Кризисная комната для мужчин-агрессоров» в г. Гродно

В комнате созданы все условия для оказания индивидуальной психологической помощи и проведения групповых коррекционных занятий. С мужчинами-агрессорами работают два психолога сразу – мужчина и женщина – обязательно в паре, что связано с особенностями проведения психологической коррекции при таком типе проблем.

На первом этапе – на протяжении месяца – психологическая помощь направлена на то, чтобы мужчина прекратил проявления насилия и осознал последствия своих действий, сочувствовал близким.

На втором этапе – на протяжении трех месяцев – научат контролировать свое поведение.

Помощь семейных психологов в комнате бесплатна и конфиденциальна.

Обратиться можно по телефонам: 8 (0152) 73-03-86, 8 (0152) 72-33-34.

 

Домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.

 

Если Вы стали пострадавшим от домашнего насилия, обратитесь за помощью!

 

1.Правоохранительные органы

Если Вы подвергаетесь домашнему насилию, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102

Оперативно-дежурная служба ОВД администрации Ленинского района г. Гродно (ул. Дубко, 5) тел. 79-68-06, тел. 102

 

№ общественного пункта охраны правопорядка (ОПОП)

Адрес

Телефоны

ОПОП-1

ул. Малыщинская, д. 4 «А»

+375 (152) 56-38-06

ОПОП-2

ул. Домбровского, д. 23 «А»

+375 (152) 68-51-73

ОПОП-3

ул. Богдановича, д. 6

+375 (152) 62-11-80

ОПОП-4

ул. Болдина, д. 6 «Б»

+375 (152) 44-20-97

ОПОП-5

ул. Горького, д. 65

+375 (152) 68-51-74

ОПОП-6

ул. В.Глухова, д. 1

+375 (152) 55-71-15

 

  1. Органы социальной защиты

ГУ «Центр социального обслуживания населения

Ленинского района г. Гродно»

В штате имеются психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, предоставить услуги временного приюта, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения.

 

Психологическая помощь (ул. Социалистическая, 37, каб. 12)

тел. 8 (0152) 31-45-29

 

Для граждан пожилого возраста: отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации

тел. 8 (0152) 31-45-12

 

Горячая линия

тел. 8 (0152) 31-45-72

 

Услуга временного приюта в «Кризисной» комнате

для пострадавших от домашнего насилия

тел. 8 (0152) 31-45-29 или по телефону 102

 

Виды услуг:

Информационно-консультационные, социально-психологические, социальный патронат, социально-посреднические, материальная помощь, временный приют (безопасное проживание в «Кризисной» комнате) и иные социальные услуги.

 

3.Медицинские учреждения

Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства получить медицинскую, психотерапевтическую помощь. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите привлечь к ответственности обидчика.

 

Учреждение здравоохранения района

Адрес

Время работы

Телефон доверия

ГУЗ «Городская поликлиника № 1 г. Гродно»

ул. Лермонтова, 13

Пн. – Пт.

12.30-13.30

61-06-37

ГУЗ «Городская поликлиника № 4 г. Гродно»

ул. Врублевского, 46/1

Пятница:

13.00-14.00

55-90-44

 

Центр дружественного отношения к подросткам и молодежи

(для подростков и молодежи от 12 лет до 21 года) «Позитив»

является подразделением ГУЗ «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно»

(ул. Доватора, 23, каб. 109 «А», пн-пт 09.00 – 19.00) тел. 55-88-30

 

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»

УЗ «Гродненский областной клинический центр

 «Психиатрия-наркология» тел. 170 (круглосуточно)

 

Взрослая экстренная психологическая телефонная линия

8 (017) 352-44-44 (круглосуточно)

 

Анонимная психологическая телефонная линия для детей и подростков в кризисной ситуации

тел. 8 (017) 263-03-03

 

Республиканская «Детская телефонная линия»

тел. 8-801-100-1611

 

Кризисная помощь для женщин, пострадавших от семейного насилия

в г. Гродно тел. 8(0152) 96-05-00

(помощь оказывается бесплатно, конфиденциально семейными психологами)

 

Skype: Help170

Email: helpp170@mail.ru

 

4.Учреждения образования

ГУО «Социально-педагогический центр

Ленинского района г. Гродно» (ул. Врублевского, 76 А)

тел. 44-75-53, тел. 44-75-50

 

Виды услуг:

  • Информационная помощь, психологическое консультирование родителей и детей
  • Работает дружественная комната опроса для несовершеннолетних, ставших жертвами или свидетелями насилия

В центре работают квалифицированные педагоги-психологи, педагоги социальные, которые могут помочь Вам и Вашим детям справиться с ситуацией домашнего насилия.

 

Отдел образования администрации Ленинского района г. Гродно районный ресурсный центр «Профилактика семейного насилия»

(ГУО «Детский сад № 51 г. Гродно») тел. 62-09-12 (психолог)

 

ГУ «Минский городской центр социального обслуживания

семьи и детей» (интернет-сайт www/7ja-by)

 

Круглосуточная справочно-информационная служба по проблемам семьи и детей

тел. 8 (017) 317 32 32

 

5.Общественные организации

В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам социальную или иную помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

Ленинская районная организация общественного объединения «Белорусский союз женщин»

г. Гродно тел. 62-01-07

 

Гродненская городская организация

Белорусского Общества Красного Креста тел. 68-02-60

 

Гродненская областная организация общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» тел. 39-56-65

свернуть

Адаптация первых классов

развернуть

 

Возрастные особенности младшего подростка:

  1. усиление независимости;
  2. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  3. повышенная утомляемость;
  4. проявление негативизма;
  5. повышенная критичность;
  6. стремление обзавестись верным другом;
  7. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  8. повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  9. чувство «взрослости»;
  10. отсутствие авторитета возраста;
  11. отвращение к необоснованным запретам;
  12. восприимчивость к промахам взрослых;
  13. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  14. неустойчивая самооценка;
  15. отсутствие адаптации к неудачам;
  16. ярко выраженная эмоциональность;
  17. повышенный интерес к спорту.

ВЕРЬТЕ В СВОЕГО РЕБЕНКА!

ВАША ВЕРА СПОСОБНА ПРЕВРАТИТЬ

ВОЗМОЖНОСТЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ!

УСПЕХОВ ВАМ!

 

Признаки  трудностей в период адаптации:

 

1) Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2) Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3) Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4) Нежелание выполнять домашние задания.

5) Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6) Жалобы на те, или иные события, связанные со школой.

7)  Беспокойный сон.

8) Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9) Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Поддерживайте детей, интересуйтесь их успехами, переживаниями, подсказывайте. Не отмахивайтесь, даже если у вас много неотложных дел. Будьте всегда с детьми! 

 Уважаемые  родители!

Переход ребенка из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития ребенка. В пятом классе его ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах, каждый со своими требованиями и стилем  работы.  В этот период дети нередко меняются-тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у них снижается работоспособность, дети становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда ухудшается сон, аппетит. Как мы, взрослые, можем помочь нашим детям?

 

Помощь  родителей детям

в период адаптации.

  1. Основное условие школьного успеха пятиклассника безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

 

  1. Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится Ваш ребенок, к каждому прожитому им дню. Больше общайтесь с ним, расспрашивайте о его школьных делах.

 

  1. Познакомьтесь с его одноклассниками, помогите организовать общение ребят после школы.

 

  1. Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.

 

  1. Исключите такие меры наказание как лишение удовольствий, физическое и психическое давление. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

 

  1. Учитывайте темперамент своего ребенка. Медлительные и малообщительные дети труднее привыкают к новым условиям, быстро теряют интерес к ним, если чувствуют со стороны взрослых и одноклассников неверие в их силы, сарказм, тем более подвергаются насмешкам или жестокости.

 

  1. Поощряйте самоконтроль, самооценку и самодостаточность Вашего ребенка. Ваш контроль за его учебной деятельностью должен быть тактичным и обоснованным. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их за него!

 

  1. Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями Вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими людьми.

 

  1. Обратите внимание на занятия спортом, прогулки, правильное питание, витаминизацию. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

 

  1. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
свернуть

Рекомендации по адаптации в первом классе

развернуть

«АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ»

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

Что же такое адаптация?

Адаптация – это особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

 

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всех трех этапов адаптации – приблизительно 5-6 недель, но может растянуться и на более длительный период (от 6 месяцев до 1 года), а наиболее сложным является первый месяц.

 

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе?

  1. Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  2. Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.
  3. Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем, необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.
  4. Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.
  5. Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.
  6. Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  7. Заранее прививайте ребенку навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

 

Как помочь ребенку психологически адаптироваться к школе?

  1. Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  2. Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  3. Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.
  4. По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  5. Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать цели.
  6. Предоставляйте ребенку разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.
  7. Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным.
  8. Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  9. Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.

 

Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет. Как понять, что что-то у ребенка в школе пошло не так?

 

Признаки сложной адаптации (дезадаптации)

  1. Устойчивое негативное отношение к школе.
  2. Сниженное настроение, отсутствие интереса.
  3. Низкие достижения при нормальном развитии, отвлекаемость.
  4. Упрямство, проявления агрессии, вспышки гнева, нарушение школьной дисциплины.
  5. Постоянные фантазии, появившаяся лживость.
  6. Повышенный страх и тревожность, частые эмоциональные расстройства.
  7. Заметная уединенность, заторможенность, угрюмость и недовольство, разговор с самим собой.
  8. Неуверенность, чувство собственной неполноценности.
  9. Отсутствие общения или конфликты с одноклассниками или невозможность играть с ними на переменах.
  10. Появившиеся проблемы с самочувствием и поведением – а это уже сигналы «SOS!»:
  • нарушения сна;
  • изменение аппетита;
  • сверхчувствительность, неадекватные страхи, тревожность, плаксивость, раздражительность;
  • чрезмерная подвижность, возбудимость или, наоборот, желание ребенка долго лежать после школы (вялость, постоянная усталость);
  • частые головные боли или беспричинные боли в животе, тошнота и рвота, особенно утром перед школой, поносы или запоры, обострившиеся кожные проблемы и др. нарушения здоровья;
  • сосание пальцев, обгрызание ногтей, заусенцев, кусание и облизывание губ, ковыряние в носу, многократное повторение каких-либо действий (теребит волосы, расчесывает кожу, постоянно дотрагивается до половых органов, задерживает там руку и т. д);
  • быстрые подергивания (тики) лица, плеч, рук и т. п., дрожание пальцев рук и прерывистый почерк.

Одновременное наличие хотя бы трех пунктов говорит о серьезном риске срыва адаптации, да и один уже должен насторожить. Если есть подобные проявления, особенно несколько сразу, то тут уже не просто надо регулировать режим дня, общую нагрузку и общий эмоциональный фон дома и в школе, а требуются консультации и помощь специалистов.

 

Советы педагога-психолога родителям первоклассников

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи (свой рабочий стол, канцелярские принадлежности и т.п.).
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
  5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
  6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
  7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль.
  8. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни (самостоятельно раздеваться, вешать свою одежду, завязывать шнурки, собирать портфель и т.п.).
  9. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
  10. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

 

свернуть

10 заповедей для родителей

развернуть
Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

свернуть

Психологическое эмоциональное насилие в семье

развернуть

«Психологическое (эмоциональное) насилие в семье»

Психологическое (эмоциональное) насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Данный вид насилия может проявляться в постоянной критике мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; систематических допросах, шантажах, угрозах насилия, контроле или ограничении круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследовании, обвинении во всех возникающих проблемах, прерывании сна, процесса еды, и т. д.

Взрослым надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребенка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление  физического, психического и общего развития ребенка.

Эмоционально жестокие высказывания от родителей, которые сильно могут ранить ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Таких, как ты, нужно убивать в маленьком возрасте», «Ты полный идиот (дурак), и это не исправить» и т. д.).

У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое (эмоциональное) насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации.

Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесенную родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то все равно защищают близких. Дети предпочитают переживать все в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах.

Важно помнить, что если в вашей семье происходит насилие, вам всегда могут оказать профессиональную помощь и поддержку. В каждом районе функционируют социально-педагогические центры, «кризисные» комнаты в территориальных центрах социального обеспечения населения, которые оказывают практическую помощь детям и их родителям в сложной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим от домашнего насилия.

свернуть

Что должны знать дети, чтобы защитить себя от сексуального насилия

развернуть

Памятка для родителей о половой неприкосновенности детей и подростков

развернуть

Как родитель может распознать вовлечение подростка в распостранение наркотиков

развернуть

«Как родитель может распознать, что подросток вовлечен в распространение наркотиков?»

 

Практика показывает, что подростки являются наиболее уязвимой категорией населения, подверженной риску вовлечения в любую противоправную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, будь то наркопотребление или сбыт наркотических средств.

Поэтому информированность и внимание родителей к жизни ребенка и его проблемам является одним из важнейших защитных факторов, позволяющих противостоять давлению наркосреды.

Для того, чтобы не упустить из виду проблему, необходимо обращать внимание на некоторые признаки, которые могут свидетельствовать о том, что подросток вовлечен в распространение наркотиков, среди которых:

  1. Использование подростком определенного набора мессенджеров, особенно содержащих чаты в закрытых группах, использование программ для посещения DarkNet, специального обеспечения для скрытия истинных IP-адресов, приложений для определения GPS-координат.

Наркодилеры активно используют различные криптографические мессенджеры (VIPole, Telegram, Xabber, Wickr, WeChat, Signal), VPN-сервисы (виртуальные частные сети), анонимные браузеры, выделенные серверы, а также фотохостинги и файлообменники для хранения фотографий с изображениями расположения наркотиков. В целях сохранения анонимности и скрытости стал приобретать популярность анонимный браузер ТОR, работающий в теневом сегменте Интернета (DarkNet). Это система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение. Суть работы данного браузера заключается в том, что он позволяет посещать сайты, заблокированные на территории страны проживания, оставаясь при этом незамеченными. Активно используются приложения, позволяющие определять GPS-координаты и накладывать их на фотографии (например, NoteCam) и его аналоги.

Большинство используемого наркосбытчиками программного обеспечения и приложений (за исключением Telegram и Viber) имеет специфические функции и не используется рядовыми пользователями.

  1. Использование подростком электронных кошельков, наличие банковских карт, зарегистрированных на других владельцев, попытки зарегистрироваться на криптообменных площадках.
  2. Наличие в телефоне фотографий местности.
  3. Наличие электронных весов, пакетиков для упаковки.
  4. Частые поездки за пределы населенного пункта, в котором подросток проживает.
  5. Появление денежных сумм, вещей из неизвестных источников.
свернуть
поделиться в:
ГОД КАЧЕСТВА - 2024
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/