Родительский университет

 

Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей.

     Сегодня у педагогов и родителей общая цель – достойное образование и воспитание ребенка, поэтому организация эффективного взаимодействия семьи и школы является насущной необходимостью. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
     Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете государственного учреждения образования «Средняя школа № 42 г. Гродно»

развернуть
  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования Родительского университета.

1.3. Родительский университет создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 42 г. Гродно» для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.4. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.5. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется. 

  1. Цели, задачи Родительского университета

2.1. Цель Родительского университета является:

создание условий для повышения педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

2.2. Задачи:

- построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

- организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

- повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

- содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

- формировать ценностно-смысловые основы родительства;

- актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

 Организационная структура Родительского Университета

3.1. Родительский Университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

- для родителей учащихся I - IV классов - «Мой ребенок – младший          школьник»;

- для родителей учащихся V - IX классов - «Мой ребенок – подросток»;

- для родителей учащихся X-XI классов - «Мой ребенок – старшеклассник»;

  3.2. Содержание работы Родительского Университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

  3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:

- традиционные: лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;

- дистанционные: вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др. 

  1. Организация работы Родительского Университета

4.1. Родительский Университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей. 

4.2. Условия создания родительского университета:

- создается на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 42 г. Гродно»;

- координирует деятельность родительского университета педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

- реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

- за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

- занятия проводятся один раз в четверть;

- родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме;

- на школьном интернет-сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;

- классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет-сайте школы в подразделе «Родительский университет». 

4.2 Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

4.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

4.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

4.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь. 

  1. Документация Родительского университета

В Родительском университете предусмотрено наличие следующих документов:

- положение о Родительском университете;

- план работы Родительского университета на учебный год (полугодие);

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте). 

  1. Ожидаемые результаты работы Родительского университета

6.1. формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

6.2. повышение интереса родителей к самообразованию;

6.3. удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

6.4. повышение уровня педагогической культуры родителей;

6.5. активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

6.6. развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

6.7. охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения. 

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

свернуть

План Родительского университета классных руководителей 1-10-х классов на 2023-2024 учебный год I полугодие

развернуть

Тема

Класс

Сентябрь

Дистанционная рассылка «Помощь ребенку в адаптации к школе»

I, V

Дистанционная рассылка «Как

II

родители могут помочь ребенку учиться»

 

Лекция «Значение школьной отметки в жизни ребёнка»

III

Лекция «Неуспешный ученик: причины и способы решения проб»

IV

Дистанционная рассылка

«Компьютерные игры: польза или вред?»

V

Лекция «Как научить учиться с

удовольствием?»

VI

Дистанционная рассылка «Подростки в социальных сетях: безопасное поведение. Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье»

VII

Октябрь

Дистанционная рассылка «В мире профессий»

IX – XI

Дистанционная рассылка «Домашняя работа: удовольствие или наказание?»

VIII

Дистанционная рассылка «Как помочь

старшекласснику в профессиональном самоопределении»

X, XI

Ноябрь

Дистанционная рассылка «Режим дня

младшего школьника»

I

Круглый стол «Ребенок среди сверстников»

V

Дистанционная рассылка «Как

привить ребенку любовь к чтению?»

III

Дистанционная рассылка «Причины зависимого поведения»

VI

Дистанционная рассылка «Жизнь семьи

с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов»

VII- VIII

Декабрь

Дистанционная рассылка «Зимние   каникулы без происшествий»

I-XI

Конференция «Главные правила здорового образа жизни»

II

Круглый стол «Как научить своего ребенка жить в мире людей»

IV

Дистанционная рассылка «Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья»

IX- XI

свернуть

План Родительского университета классных руководителей 1-10-х классов на 2023-2024 учебный год II полугодие

развернуть

Тема

Класс

Январь

Дискуссия «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка»

I

Конференция «Главные правила здорового образа жизни»

II

Практикум, дистанционная рассылка «Карманные деньги»

III, IV

Беседа «Ваш ребенок вырос»

 

V

Дистанционная рассылка «Взаимодействие классного руководителя, учителя – предметника, законных представителей несовершеннолетних, специалистов социально-педагогической и психологической службы по профилактике суицидального риска у несовершеннолетних и алгоритму работы с учащимися, находящимися в кризисном состоянии»

IX-XI

Февраль

Дистанционная рассылка «Подросток в социальных сетях: что делать?»

VII- IX

Круглый стол «Ребенок и компьютер»

IV

Беседа «Влияние семьи на выбор профессии детей»

X - XI

Март

Круглый стол «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни»

XI

Круглый стол «Безопасность подростков в сети Интернет»

VI

Дистанционная рассылка «Ответственное родительство — залог благополучия семьи»

IX-X

Апрель

Дистанционная рассылка «Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни»

I - IV

Дискуссия «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе»

X

Май

Дистанционная рассылка «Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков — что делать и как избежать»

VII

Дистанционная рассылка «Как помочь ребенку в период экзаменов.Приемы снятия эмоционального напряжения в период сдачи экзаменов»

IX, XI

Дискуссия «Меры наказания и поощрения в современной семье»

V

Час откровенний, дистанционная рассылка «Влияние семейных конфликтов на поведение ребенка”

VI

Практикум «Культура поведения в конфликтных ситуациях»

VIII

свернуть

Цели и задачи Родительского университета

развернуть

Цель Родительского университета: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
     Задачи Родительского университета:
♦ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
♦ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
♦ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
♦ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

     Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

     Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
     I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
     II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
     III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

     Формы проведения занятий:

♦ традиционные (лекции, беседы, памятки, рекомендации, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
♦ дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

     - формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

     - повышение интереса родителей к самообразованию;

     - удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

     - повышение уровня педагогической культуры родителей;

     - активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

     - развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

     - охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

     Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четвертьКонсультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

     Дополнительно:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

свернуть

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

развернуть

 РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

     Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

     Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

     Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Ссылка на сайт РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА "РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

свернуть

План работы Родительского университета государственного учреждения образования «Средняя школа №42 г.Гродно"» на 2023/2024 учебный год. Для родителей учащихся I-IV классов

развернуть

План работы Родительского университета государственного учреждения образования «Средняя школа №42 г.Гродно» на 2023/2024 учебный год. Для родителей учащихся V-IX классов

развернуть

План работы Родительского университета государственного учреждения образования «Средняя школа №42 г.Гродно» на 2023/2024 учебный год. Для родителей учащихся X класса

развернуть
поделиться в:
ГОД КАЧЕСТВА - 2024
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/