- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования Родительского университета.
1.3. Родительский университет создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 42 г. Гродно» для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.4. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.5. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
- Цели, задачи Родительского университета
2.1. Цель Родительского университета является:
создание условий для повышения педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
2.2. Задачи:
- построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
- организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
- повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
- содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
- формировать ценностно-смысловые основы родительства;
- актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Организационная структура Родительского Университета
3.1. Родительский Университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:
- для родителей учащихся I - IV классов - «Мой ребенок – младший школьник»;
- для родителей учащихся V - IX классов - «Мой ребенок – подросток»;
- для родителей учащихся X-XI классов - «Мой ребенок – старшеклассник»;
3.2. Содержание работы Родительского Университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:
- традиционные: лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;
- дистанционные: вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.
- Организация работы Родительского Университета
4.1. Родительский Университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей.
4.2. Условия создания родительского университета:
- создается на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 42 г. Гродно»;
- координирует деятельность родительского университета педагог, в обязанности которого возложены обязанности заместителя директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
- реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
- за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
- занятия проводятся один раз в четверть;
- родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме;
- на школьном интернет-сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
- классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет-сайте школы в подразделе «Родительский университет».
4.2 Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
4.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
4.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
4.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
- Документация Родительского университета
В Родительском университете предусмотрено наличие следующих документов:
- положение о Родительском университете;
- план работы Родительского университета на учебный год (полугодие);
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
- Ожидаемые результаты работы Родительского университета
6.1. формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
6.2. повышение интереса родителей к самообразованию;
6.3. удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
6.4. повышение уровня педагогической культуры родителей;
6.5. активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
6.6. развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
6.7. охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
- Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
свернуть